Tuesday 26 August 2014

Деточки на свободе, или глас вопиющего в классе.




Первое Сентября – красный день календаря. Книжки куплены, обёрнуты, тетрадки подписаны, форма постирана, ждём – не дождёмся. Чего? Ах да, начала школьного года. И мои дети, и я – "училка" со стажем.
Но память – вещь упрямая. Её провести трудно.
Вот возвращается домой моя дочь, швыряет в угол сумку, и сообщает, что они опять не учились. Учительница не пришла, другая родила, третья забыла, четвёртая не подготовилась, пятая велела играть, но только тихо. И так – изо дня в день. Вы это серьёзно? Шестой класс был целиком посвящён выпускному вечеру и подготовке к нему. При намёке на любой праздник уроки отменялись и начиналась "активность". Поездки, походы, сбор милостыни для нуждающихся, костюмы, представления, песни и пляски... главное – чтобы ребёнку было в школе весело. Каждое лето мы сдаём пустые учебники, пустые теради отправляются в переработку.
Учитель английского у моего сына, держащий книгу вверх тормашками. Только сидите тихо, понятно? И я вас трогать не буду.
Учитель математики у него же.  Спрашиваю, решают ли они задачи ( на иврите – "беайот милулийот"- "словесные проблемы.")  Отвечает, да, конечно у детей словесные проблемы, они же все иностранцы – олим. Немая сцена и тихое похрюкивание под дверью – мой муж сползает по стенке от смеха. Хорош математик...
Мой сын – одарённый мальчик. Спрашиваю, что они могут ему предложить. Ответ – дополнительный урок в неделю с девушкой – солдаткой. Всё. Вот если бы он у вас был даун или аутист.... Конечно, помогать больным детям намного важнее, это святое дело. Но и одарённым тоже надо дать шанс. Вдруг изобретут что-то для страны.
И из моей практики – дети лежат на столе. "Начинаем записывать" – ответ: "Учительница, у меня нет сил." Смотрю и вижу – действительно, нет. Писать – тяжёлая работа. Такое впечатление, что я поросила переставить мебель или поднять пианино на десятый этаж. Они действительно не могут. И так очень часто. Не привыкли.
Едем дальше. Класс с нулевым уровнем английского. Спрашиваю – вас, что , вообще не учили? Не было учителя? Нет, почему, была. Но она рассазывала нам о поездках в Таиланд и туфлях от "Гуччи". Я посмеялась, а потом встретила эту красавицу и убедилась, что дети говорили правду.
Авраам, 10 лет,  сидит на крыше школы, свесив ноги. Внизу бьётся в истерике завуч, учительница иврита звонит родителям, и я объясняю ему, что там опасно. Ребёнок, хихикая, бросает в нас огрызками и голубиным помётом. Потом, не спеша, слезает.
Выдаю 11 классу материал по биологии. 10 страниц. Вопрос – вы что думаете, мы можем это всё прочитать?! Мы столько не можем!
Первый класс. Где Миша? Нету Миши. Вот он сидел, а вот его нет. Прошло две секунды. Ах, вот он. На моих глазах он ныряет под стул, на котором он стоял. Головой вниз. Если бы это сделал взрослый, его бы собирали по кусочкам. Потом Миша разрисовывает колени фломастером и рвёт свою тетрадь на полоски, которые поливает из бутылочки. Миша забыл взять Риталин. Звоним маме, она приносит. И таких "Миш" очень много, по 3-5 в каждом классе.
В пятом классе Гай просится побегать. Ему это надо, иначе он сейчас всё здесь будет крушить. Я отпускаю... 2-4 раза с каждого урока.
10 класс – детки кидают друг в друга стульями. У некоторых бороды. Крови пока нет, но "щас будет". Упоминаются мамы и другие родственники, обещаются всякие изощрённые казни.  Я вызываю завуча, она долго истерически кричит на них, срывает горло, затем спрашивает: "Но ведь вы будете хорошими мальчиками? И не будете так больше?" – и уходит. Всё, воспитательные мероприятия окончены, тушите свет и ползите домой, пока детки не достали ножи. Занавес.
В школе, где я работаю, классы закрываются изнутри, когда идёт урок, чтобы ученики не сбежали, и снаружи, когда урока нет, чтобы не разгромили.
Пятый класс – я раздала карту мира, прошу найти Китай, Индию, Россию. Слёзы на глазах у девочек. Некоторые держат карту вверх ногами, другие – вертикально. Они никогда её раньше не видели. Нагоняй от директора школы – зачем я издеваюсь над детьми? При чём тут к английскому карта? И так рано? Они же маленькие!
Приводят ко мне ученицу, 18 лет. "Сделай хоть что-нибудь, Багрут через неделю". Проверяю – читать она не может, букв не знает. Сидит, обнимая грелку, хотя и не больна.  Где она была 11 лет?! Вопрос – "Учительница, как мне не забеременеть?"
Не спрашивайте, как они поступают потом в университеты. Не спрашивайте, что будет с этими детьми. Я этого не знаю. Не знаю даже, что будет с моими.
Знаю только, что это абсурд. Что школа может быть разной, но уж точно не такой.
Что пока кто-то где-то не поймёт, что образование должно образовывать, а не кормить армию чиновников, ничего не будет. Что министр образования дожет быть сам хоть немного образован и не отменять всё, что только можно. Что нельзя отменять уроки ради игр. Что родители должны иметь право слова и реальное влияние на процесс. Я знаю, что есть родители, которым именно эти игры и нужны, но всё же надеюсь.
Что есть много толковых учителей, которые либо не могут пробиться, либо уже отчаялись. Что армия репетиторов, исправляющая ошибки учителей, может подсказать, что и как надо исправить.
Ради Бога, перестаньте жалеть детей за то, что им приходиться учиться.
Если начать с дисциплины, то изменится очень многое. Чётко сформулировать, что в школу ходят, чтобы у-чить-ся. Не развлекаться, не просто потому, что так надо. А для того, чтобы что-то сделать для себя, чего-то добиться. Этого понятия просто нет.
Потому что – возьмём для примера английский – для того, чтобы сдать "Багрут", нужно учить по 30 слов в неделю, начиная с пятого класса, как минимум. Багрут требует высочайшего знания языка. В университетах не принимают работы на других языках, включая иврит. Я думаю, что так же обстоит дело и с другими предметами. Те, кто жалеет "деточку", перекрывает ему путь к профессии. Наши мудрецы говорили: "Тот, кто не учит сына ремеслу, учит его воровать".
 Необходимы профтехучилища для тех, кто не может, не успел, кому тоже надо зарабатывать на жизнь. Чтобы учителя смогли сосредоточиться на тех, кому это надо, кто может.
 Необходимы меры, которые восстановят авторитет учителей, научат детей уважать друг друга. Воспитание морали, вне зависимости от религии,  должно быть превыше всего. В Сингапуре штраф за бумажку на улице – пять тысяч долларов. Почему-то там очень чисто. А нам слабо?
 Чёткое указание целей учёбы, повышение мотивации. Эти дети - наше гражданское общество завтрашнего дня. Каким оно будет – зависит от чиновников Министерства Образования... увы.


Monday 25 August 2014

Best case Jews.



Scene one: "Do you really want to tell me those are Jews? With crosses tattooed into their foreheads?" – My mother about Ethiopians.
"What can I possibly have in common with a walking tent?" – my daughter is outraged when I tell her that the ladies in Rama B, clad in 7 layers of cloth, are Jewish.
Scene two: two boys are talking in our garden. A is about 9, D, with red hair, blue eyes and a knitted kippa,  is about 7, and they're speaking English.
A – are you Chareidi?
D – no…
A – So who? Mizrochnikim?
D – What's that?
A – Are you right or left?
D – Duh! Of course we're right wing!
A – Ok. Are you chassidish? Chabad, Breslev?
D – Of course not!
A – Oh, I know! You're Sfardi!
D – I'll ask my Aba..
A – So what kind are you?
D – We're just Jewish.
A – You talk shtuyot! (Nonsense). There is no such a thing, just Jewish! Are you bichlal religious?
Scene three:
I'm standing in front of a class.
-          Teacher, are you religious? And then – Are you American?
I say, I'm Russian. And yes. Religious.
-          But you don't look like that!
This scene repeats itself time after time, anywhere I teach. I give in and answer, because, I guess, they cannot perceive me without classifying me. People without a "box" just don't exist, to paraphrase Chechov's genius and still so timely "Man in a case" story.  I shatter their notions a bit, by being Russian and religious, and that's uncomfortable, ties their brains into a knot.

So here's the paradox. Starting from kindergarten we divide, by all possible attributes. We're boys and girls, religious and not, black and white, and xenophobia is a universal human phenomenon, from before dawn of Civilization. Xenos- a foreigner – looms large and scary. But within OUR OWN NATION?
But the worst rift of all slices our society into Right and Left. British notion about politics discussions being rude would not survive here for very long. Everybody argues – Land for Peace or Peace for Peace? Peace for War and War for Peace. Peace as a whole and Peace in pieces. Really, one's head could explode, if you permit me a pun over here. I see bus drivers forget the wheel and wave their arms around frantically to prove a point. Old ladies at the market greet each other not with "How are the grandchildren?" but with "Did you hear what the putz said?" Whoever the culprit may be. Couples divorce not over who is to take out the garbage, but over what they think of the Prime Minsiter. Even the kids are politicized. And the opponent here is not just wrong – he's crazy! Traitor! Idiot! Tfu, spit over your left shoulder.
Why is it so?
Firstly, because our very lives depend on those decisions the politicians make.
But there is more than that.
I think, a Jew is naturally a believer. Take away the Torah, and he'll attach to any "–ism" left lying around, to global warming, to Greenpeace, he'll save the whales and run for charity. A Jew needs a cause, at the very least.
So with the Right Wing it's all very simple – this is how we/they see the Torah rules, applied to today's reality. From burning the wigs and iPhones to building concrete boxes on the tippity-top of another hill, to have it demolished by the Army on the morrow. We believe. We are ready to listen and obey, each to his own.
But think about it – the Left is also a belief! A religion, if I may. Based on some understanding of Judaism and its special role in the world.
How would you define a religion?
I reckon it has to have the following attributes: a faith in some ideal; sacrifices, a necessity to give of yourself, the dearly beloved; prophets of one's own or borrowed; rituals; holy places; a hope for a better future; rejecting things or people that contradict the religion, a desire to annihilate/humiliate/ convince/subdue them – fill in the blank.

The Left believe not just in peace, but a Peace. It needs no proof; Of course our enemies also want Peace! Who wouldn't?! Faith is by definition irrational. So, the worse, the better. The worse for our country, the sooner it can be convinced into the glorious future. Love your enemy, dress him, educate him, give him money/water/electricity – and you shall be loved back. Blessed is he who beleiveth.
Sacrifices are the "sacrifices on the altar of Peace'. They do actually say that. They're unavoidable, and only prove how determined we are to reach… that's right. Peace!
The martyred prophet's name glorifies every city, town and village. There is a memorial day, ceremonies, songs and poetry. No more resurrections, please, though. One was enough.
Rituals take place on the square where the martyrdom took place. "Those who did not yet… we all, as one…. To defend… to declare…." Covering my head with a volume or Orwell, I instinctively fix my pioneer tie/hat/chador/turban/cross – fill in the blank – and crawl to the safe room.
I will not dwell on the hatred part – we all read the news plenty. And it's sad. Settlers are the enemies, occupants, who do not believe in the great god of Peace. Believing  in it must give a fantastic boost of confidence, of feeling yourself to be the real Jew, the truly chosen, light onto the nations, sweet and fluffy. We all think we're the only right kind of a Jew, don't we?
So, what's to be done? Divide, as my dear Bet Shemesh is about to divide? But the whole country?
Firstly, we must realize that there is no use arguing with a believer. This is his vision. Could you persuade a Christian that there was no virgin birth? Good luck to you. In the best case scenario, you'll get slightly bruised.
Accusations and hatred will only get us deeper into exile. The only hope we have is to find common points, things which make us One Nation, despite it all. Stop seeing a Jew as a xenos. Stop seeing them as idiots. If they believe, there must be a grain of truth in it, one of the 70 faces of the Torah, or some rational spark. And our job is to see it. Our job is to stop being "case men" and see people as people, not as labels. We are all reflected in each other, as in a crooked mirror. Not one of us is completely right or righteous, as much as we wish that was the case. That is not to say we should have our own faith dissolved – on the contrary! Faith could only mature when it crawls out of its comfy case. If we make the only true peace possible – with each other – our enemies will fall in multitude to our left side, as well as on our right side, as the Torah says. And if not – at least we won't have the additional pain of being tormented by our own brothers. And that's why we cannot tolerate foreign beliefs in our midst – because we are brothers. That is why we are ready to strangle each other on the bus and in a  café. Because deep down, we care. Let's recognize that, at least.