"Да что это за евреи, с крестами на лбу?" -моя мама.
"Да что может быть у меня общего с ходячей палаткой?" - моя дочь. (Имеются в виду женщины секты в Бейт Шемеше, носящие семь слоёв одежды).
Одним из ярчайших первых впечатлений от Израиля стал для меня разговор двух малышей у нас в саду. А - 10 лет, Д, новому репатрианту из Америки, - наверное, семь. Соседские дети, не мои:
А- Вы кто? Харедим?
Д- Нет...
А- А тогда кто? "Мизрохники"?
Д- Нет...
А. - Правые или левые?
Д. - Конечно, правые!
А - Ну, ладно... Хасиды? Хабад, Бреслав?
Д - Нет, конечно!
А - А, я знаю, вы Сфарадим!
Д - кажется, нет... я спрошу у папы.
А - А тогда что же вы такое? Так не бывает, чтоб человек был просто так. (Прям по Успенскому! Так не бывает, чтобы мальчик был сам по себе мальчик!)
Д- Мы просто евреи.
Д (уверенно) - да что за чушь! Никогда не слышал! Ты вообще религиозный?
И ещё. Перед каким бы классом я не стояла, первый вопрос всегда - "Учительница, ты религиозная?" Затем, "Ты русская или американка?" Отвертеться от ответа невозможно. И в конце концов я поняла, что им действительно надо это знать. Они меня не могут воспринять без "коробочки", класса, отряда и подвида. Иначе я не существую на самом деле. Человека не в футляре просто не бывает.
Вот так-то. Начиная с детского сада мы делимся на группы, классы, партии. По всем признакам, включая расовые и половые. На правых и левых, религиозных и нет. Извините, а на кой...? Зачем нам это? Кроме того, что у евреев, как известно, на двоих - три мнения.
При этом английская догма о неприличности политики в общественно месте здесь не работает. Спорят все. В автобусах, поездах, на рынке, на работе. Люди ссорятся и разводятся, мирятся и братаются на основании того, какую бумажку каждый из них кинул в урну в день выборов. Политизированны даже маленькие дети. При этом собеседник нас не просто не прав - он сумасшедший! Предатель! Идиот! Тьфу, гадость!
Почему это так?
Мой ответ - во, первых, еврей - это существо религиозное. И если с правыми всё понятно, у них -
"Каждый тонет - как желает,
Каждый гибнет - как умеет.
Или просто умирает,
Как мечтает, как посмеет." (А. Вертинский)
Как читает Тору, так и верит ( От Рабби Нахмана и до Великого Израиля от реки и до моря), и спорит( айфон запрещён Торой!) , и настаивает (изучение Торы - превыше всего! Вы что, не видите этого?) , и ненавидит( левые - предатели!) , и проклинает. И любит тоже. Но что у нас с левыми?
Так вот - левизм - это тоже, братцы, религия. Основанная на некоем понимании иудаизма, конечно. Как можно определить религию? Основные компоненты религии это: вера в какой - либо идеал; жертвы, пожертвования, какая-нибудь потребность отдать что-то от себя, любимого; свои пророки или заимствованные; ритуалы; святые места; надежда на светлое будущее; неприятие противоречащих религии людей, фактов, ненависть к ним и желание их покорить/уничтожить/переубедить/унизить - ненужное зачеркнуть.
Вера левого лагеря в возможность мира весьма похвальна, но часто иррациональна. Их бог/идеал - часто настолько иррационален, что чем хуже, тем лучше. Чем ужаснее война, тем скорее все - все!!! - увидят, как нам нужен Мир. Враги наши - вовсе не враги; они хотят мира. Так кто же с нами воюет? Ах да, эти, отдельные элементы, их надо поскорее накормить, воспитать, полюбить, и тогда! Ах - тогда, вы даже не представляете, что будет тогда.
Жертвы - это "жертвы на алтарь Мира". Так и говорят. Они неизбежны, и лишь доказывают, как мы привержены делу Мира. Вот какие мы хорошие. Вплоть до самопожертвования, кидания на амбразуру и под танк.
Пророк у нас один, и нет Рабина, кроме Рабина. В каждом городе улица Ленина... ах, нет же, тьфу! Рабина . Ему день памати, ему стихи и слава. Перес помрёт, и будет у нас двоица. Слава Богу, пока никто не воскрес, но кто его знает, один, говорят, уже таки да...
Ритуалы - митинги. Все, кто ещё не отрёкся...все, как один... на защиту... слыша эту риторику, что правых, что левых, я инстинктивно поправляю пионерский галстук/шляпу/чадру/тюрбан/крестик - ненужное зачеркнуть.
О непряитии противоположных мнений и ненависти я говорить не хочу - все и так знают. Слишком грустно. Поселенцы - вот враги! Они не хотят Мира! Так им и надо! Оккупанты! Вот мы зато, белые и пушистые, и сознанием этого факта и живут, и поддерживают себя. Мы - настоящие евреи! А не эти экстремисты. Стыдно за них!
Так что же тут делать? Делиться, как собирается делиться мой родной Бейт Шемеш? Во-первых, понять, что спорить с верующим человеком бесполезно. Он видит так, и всё тут. Не преубедите. Обвинять и ссориться - не поможет, только хуже будет. Именно за это и ушли евреи в изгнание две тысячи лет назад.
Можно только найти точки соприкосновения. То, что делает нас одним народом, несмотря ни на что. Перестать видеть в других идиотов. Если они верят, значит, что-то в этом видят. Можно сделать лишь одно - выйти из собственного удобненького футляра, и увидеть, что в принципе, у других верований внутри нашего общего иудаизма есть рациональное зерно. Один из 70 ликов Торы. Искажены мы все, как в кривом зеркале, и полностью не прав не может быть ни один из нас, как бы этого не хотелось. Так и задумано, в принципе. Это и есть наша задача на национальном уровне - просто увидеть в противнике человека. Просто еврея. Или не еврея, но всё равно человека. Да, так бывает. Попытаться договориться между собой. Признать право другого верить иначе. Вырасти из детского сада с футлярчиками для каждого. Не обязательно соглашаться со всеми и потерять собственную веру. Просто увидеть и услышать. И тогда внешние враги отступят. Или нет - но хотя бы мы не будем терзать сами себя.
Именно потому, что мы один народ, братья, нам так тяжело принять инакомыслие. Если у человека брат ударился в Кришнаизм, ушёл с работы, побрил голову и весь день медитирует и звонит в колокольчик, брату будет тяжело это принять, именно потому, что он брат. Чужому человеку всё равно, а брату - нет. Именно поэтому и хочется спорить, переубеждать, уговаривать. Давайте это помнить. Потому то, на самом деле, мы все хотим мира. Без помпы, митингов и криков. Просто - мира.
No comments:
Post a Comment