Tuesday 26 August 2014

Деточки на свободе, или глас вопиющего в классе.




Первое Сентября – красный день календаря. Книжки куплены, обёрнуты, тетрадки подписаны, форма постирана, ждём – не дождёмся. Чего? Ах да, начала школьного года. И мои дети, и я – "училка" со стажем.
Но память – вещь упрямая. Её провести трудно.
Вот возвращается домой моя дочь, швыряет в угол сумку, и сообщает, что они опять не учились. Учительница не пришла, другая родила, третья забыла, четвёртая не подготовилась, пятая велела играть, но только тихо. И так – изо дня в день. Вы это серьёзно? Шестой класс был целиком посвящён выпускному вечеру и подготовке к нему. При намёке на любой праздник уроки отменялись и начиналась "активность". Поездки, походы, сбор милостыни для нуждающихся, костюмы, представления, песни и пляски... главное – чтобы ребёнку было в школе весело. Каждое лето мы сдаём пустые учебники, пустые теради отправляются в переработку.
Учитель английского у моего сына, держащий книгу вверх тормашками. Только сидите тихо, понятно? И я вас трогать не буду.
Учитель математики у него же.  Спрашиваю, решают ли они задачи ( на иврите – "беайот милулийот"- "словесные проблемы.")  Отвечает, да, конечно у детей словесные проблемы, они же все иностранцы – олим. Немая сцена и тихое похрюкивание под дверью – мой муж сползает по стенке от смеха. Хорош математик...
Мой сын – одарённый мальчик. Спрашиваю, что они могут ему предложить. Ответ – дополнительный урок в неделю с девушкой – солдаткой. Всё. Вот если бы он у вас был даун или аутист.... Конечно, помогать больным детям намного важнее, это святое дело. Но и одарённым тоже надо дать шанс. Вдруг изобретут что-то для страны.
И из моей практики – дети лежат на столе. "Начинаем записывать" – ответ: "Учительница, у меня нет сил." Смотрю и вижу – действительно, нет. Писать – тяжёлая работа. Такое впечатление, что я поросила переставить мебель или поднять пианино на десятый этаж. Они действительно не могут. И так очень часто. Не привыкли.
Едем дальше. Класс с нулевым уровнем английского. Спрашиваю – вас, что , вообще не учили? Не было учителя? Нет, почему, была. Но она рассазывала нам о поездках в Таиланд и туфлях от "Гуччи". Я посмеялась, а потом встретила эту красавицу и убедилась, что дети говорили правду.
Авраам, 10 лет,  сидит на крыше школы, свесив ноги. Внизу бьётся в истерике завуч, учительница иврита звонит родителям, и я объясняю ему, что там опасно. Ребёнок, хихикая, бросает в нас огрызками и голубиным помётом. Потом, не спеша, слезает.
Выдаю 11 классу материал по биологии. 10 страниц. Вопрос – вы что думаете, мы можем это всё прочитать?! Мы столько не можем!
Первый класс. Где Миша? Нету Миши. Вот он сидел, а вот его нет. Прошло две секунды. Ах, вот он. На моих глазах он ныряет под стул, на котором он стоял. Головой вниз. Если бы это сделал взрослый, его бы собирали по кусочкам. Потом Миша разрисовывает колени фломастером и рвёт свою тетрадь на полоски, которые поливает из бутылочки. Миша забыл взять Риталин. Звоним маме, она приносит. И таких "Миш" очень много, по 3-5 в каждом классе.
В пятом классе Гай просится побегать. Ему это надо, иначе он сейчас всё здесь будет крушить. Я отпускаю... 2-4 раза с каждого урока.
10 класс – детки кидают друг в друга стульями. У некоторых бороды. Крови пока нет, но "щас будет". Упоминаются мамы и другие родственники, обещаются всякие изощрённые казни.  Я вызываю завуча, она долго истерически кричит на них, срывает горло, затем спрашивает: "Но ведь вы будете хорошими мальчиками? И не будете так больше?" – и уходит. Всё, воспитательные мероприятия окончены, тушите свет и ползите домой, пока детки не достали ножи. Занавес.
В школе, где я работаю, классы закрываются изнутри, когда идёт урок, чтобы ученики не сбежали, и снаружи, когда урока нет, чтобы не разгромили.
Пятый класс – я раздала карту мира, прошу найти Китай, Индию, Россию. Слёзы на глазах у девочек. Некоторые держат карту вверх ногами, другие – вертикально. Они никогда её раньше не видели. Нагоняй от директора школы – зачем я издеваюсь над детьми? При чём тут к английскому карта? И так рано? Они же маленькие!
Приводят ко мне ученицу, 18 лет. "Сделай хоть что-нибудь, Багрут через неделю". Проверяю – читать она не может, букв не знает. Сидит, обнимая грелку, хотя и не больна.  Где она была 11 лет?! Вопрос – "Учительница, как мне не забеременеть?"
Не спрашивайте, как они поступают потом в университеты. Не спрашивайте, что будет с этими детьми. Я этого не знаю. Не знаю даже, что будет с моими.
Знаю только, что это абсурд. Что школа может быть разной, но уж точно не такой.
Что пока кто-то где-то не поймёт, что образование должно образовывать, а не кормить армию чиновников, ничего не будет. Что министр образования дожет быть сам хоть немного образован и не отменять всё, что только можно. Что нельзя отменять уроки ради игр. Что родители должны иметь право слова и реальное влияние на процесс. Я знаю, что есть родители, которым именно эти игры и нужны, но всё же надеюсь.
Что есть много толковых учителей, которые либо не могут пробиться, либо уже отчаялись. Что армия репетиторов, исправляющая ошибки учителей, может подсказать, что и как надо исправить.
Ради Бога, перестаньте жалеть детей за то, что им приходиться учиться.
Если начать с дисциплины, то изменится очень многое. Чётко сформулировать, что в школу ходят, чтобы у-чить-ся. Не развлекаться, не просто потому, что так надо. А для того, чтобы что-то сделать для себя, чего-то добиться. Этого понятия просто нет.
Потому что – возьмём для примера английский – для того, чтобы сдать "Багрут", нужно учить по 30 слов в неделю, начиная с пятого класса, как минимум. Багрут требует высочайшего знания языка. В университетах не принимают работы на других языках, включая иврит. Я думаю, что так же обстоит дело и с другими предметами. Те, кто жалеет "деточку", перекрывает ему путь к профессии. Наши мудрецы говорили: "Тот, кто не учит сына ремеслу, учит его воровать".
 Необходимы профтехучилища для тех, кто не может, не успел, кому тоже надо зарабатывать на жизнь. Чтобы учителя смогли сосредоточиться на тех, кому это надо, кто может.
 Необходимы меры, которые восстановят авторитет учителей, научат детей уважать друг друга. Воспитание морали, вне зависимости от религии,  должно быть превыше всего. В Сингапуре штраф за бумажку на улице – пять тысяч долларов. Почему-то там очень чисто. А нам слабо?
 Чёткое указание целей учёбы, повышение мотивации. Эти дети - наше гражданское общество завтрашнего дня. Каким оно будет – зависит от чиновников Министерства Образования... увы.


No comments:

Post a Comment